Му́хина Вера Игнатьевна (1889-1953), скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам («Пламя революции», 1922-23); в 30-х гг. создавала символические произведения («Рабочий и колхозница», 1935-37), в годы Великой Отечественной войны - сурово-правдивые образы воинов («Б. А. Юсупов», 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
* * *
МУХИНА Вера Игнатьевна - МУ́ХИНА Вера Игнатьевна (1889-1953), российский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Ранние произведения романтически приподняты, лаконичны, обобщены по формам («Пламя революции», 1922-23), в 30-х гг. - символические (символы нового общественного строя) произведения («Рабочий и колхозница», 1937), в годы Великой Отечественной войны - сурово-правдивые образы воинов («Б. А. Юсупов», 1942). Оформляла выставки и театральные спектакли, проекты одежды и рисунки для тканей, изделий из фарфора и стекла. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).
* * *
МУ́ХИНА Вера Игнатьевна [19 июня (1 июля) 1889, Рига - 6 октября 1953, Москва], российская художница. Выдающийся скульптор, завоевала мировую известность как автор группы «Рабочий и колхозница», которая стала едва ли не самым популярным символом советского государства.
Начало пути
Родилась в купеческой семье. Получила художественное образование в студиях К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович) (1909-11), Н. А. Синициной (1911), И. И. Мешкова (1911-12) в Москве, а также в частных академиях Парижа (Коларосси, «Ла Палет», «Ла Гранд Шомьер») в 1912-14 годы. Особое значение в эти парижские годы имели для нее уроки Э.-А. Бурделя (см. БУРДЕЛЬ Эмиль Антуан). От него она унаследовала любовь к масштабным символическим обобщениям, выраженным в напряженной динамике форм, которые постоянно противоборствуют, не находя покоя. Испытала также воздействие кубизма (см. КУБИЗМ), особо заметное в ее ранних рисунках, театральных эскизах и проектах одежды; они близки по стилю к творчеству ее подруги А. А. Экстер (см. ЭКСТЕР Александра Александровна) (в 1922-23 Мухина совместно с Экстер и Н. П. Ламановой (см. ЛАМАНОВА Надежда Петровна) разрабатывала проекты мод, основанные на экспрессивных комбинациях простейших геометрических форм). В такого рода дизайне стиль модерн (см. МОДЕРН) и кубизм (см. КУБИЗМ) составляют синтез, родственный ар деко (см. АР ДЕКО).
После Октябрьской революции участвовала в реализации плана монументальной пропаганды. Лучшим из проектов такого рода является «Пламя революции» (1922-23, гипс, Музей революции, Москва) с фигурой несущего факел юноши, окруженного вихрем кубистически условных форм. Композиция эта знаменательна и для творческого темперамента Мухиной в целом: в ее лучших работах зачастую «вихрем» выплескивается мощное подсознательное начало, нарушающее строгие рамки официального заказа. Более гармонична и уравновешенна массивно-величавая «Крестьянка» (1927, бронза, Третьяковская галерея). В этот период Мухина впервые проявляет себя и как мастер обобщенно-героического портрета (портрет мужа, архитектора С. А. Замкова (1934-35, мрамор, там же).
«Рабочий и колхозница»
Главным итогом ее монументально-декоративных поисков стала прославленная группа «Рабочий и колхозница» для возведенного по проекту Б. М. Иофана (см. ИОФАН Борис Михайлович) советского павильона на Всемирной выставке в Париже (1935-37, нержавеющая сталь; ныне установлена перед северным входом Всероссийского выставочного центра в Москве). С одной стороны, группа монументально и мощно агитирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему «саморазрушителен», поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Славословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей. Еще откровенней высказывается Мухина о годах сталинского «большого террора» в неосуществленных замыслах - например, в проекте памятника челюскинцам (1938), где главной (причем размещенной в центре Москвы) должна была стать фигура Борея, страшного божества леденящего холода и тьмы.
Среди других известных монументальных работ художницы - декоративная группа «Хлеб» (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятник Максиму Горькому (см. ГОРЬКИЙ Максим) для города Горького (1938-39, бронза, гранит, установлен в 1952; Мухина завершила также с соавторами исполненный И. Д. Шадром (см. ШАДР Иван Дмитриевич) проект памятника Горькому для Москвы (бронза, гранит, 1951). С теми же соавторами (Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой) она создала памятник П. И. Чайковскому (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) для Москвы (бронза, гранит, 1954) и 6-фигурную группу «Требуем мира» (1950, гипс, Русский музей; отмечена Сталинской премией в 1951). Ее мастерство - от достаточно виртуозного «Хлеба» до последней группы - в целом усредняется, подчиняясь казенным стереотипам. Более непосредственно и эмоционально ее талант - помимо эскизов - проявился в некоторых портретах и надгробиях (например, надгробие сына Горького М. А. Пешкова, мрамор, 1935), а большой дар художника-экспериментатора - в опытах создания стеклянной, «полой» пластики, которыми Мухина увлекалась в 1930-50-е гг.